TotalWar, Medieval / Статья

Стратегия ведения боевых действий.

от Kirill

В статье рассматриваются средства, позволяющие выиграть войну у примерно равного по силам противника в игре Medieval: Total War. Если ваш противник слаб, то конфликт с ним не будет представлять интереса. Если он слишком силен, то победа чисто стратегическими средствами сложно достижима. Придется идти на риск и демонстрировать чудеса тактического искусства. Предполагается, что читатель имеет некоторый опыт игры. Приведенные факты относятся к версии 1.1. А вот выводы общие для всех версий.

Позиция

ПозицияСпособность вашего государства эффективно оборонять свои границы определяется числом пограничных провинций и силой пограничных армий. Но чем они больше, тем труднее их содержать. Следовательно, следует стремиться к минимизации числа пограничных провинций. В отличие от Shogun: TW, в Medieval :TW есть провинции, являющиеся пограничными только для одного из противников. Это прибрежные провинции, море возле которых контролируется противником. Поэтому идеальным чисто позиционным путем к победе является морская стратегия: достаточная для обороны границы армия и подавляющий флот, в идеале больший, чем у всех остальных держав вместе взятых. Если ваша сухопутная граница невелика, а прибрежных провинций большинство, то такая стратегия является оптимальной, поскольку флот, в отличие от армии, способен приносить доход в мирное время за счет морской торговли. Создавать флот лучше всего в провинциях, не имеющих сухопутных границ с соседями. Государства с большой сухопутной границей являются позиционно неустойчивыми и, следовательно, должны вести активные наступательные военные действия, иначе они либо не удержат свою территорию, либо их армия будет проедать огромные дыры в бюджете. В начальном положении примерами таких государств являются Священная Римская Империя и Испания. Чем шире фронт войны, тем большее требуется искусство при перемещении войск. При узком фронте обороняться легче, но заметно возрастают потери при наступлении. Правильный с позиционной точки зрения удар приводит к уменьшению числа ваших пограничных провинций и к увеличению этого числа у противника, а точнее к росту разности длины границы, измеряемой в провинциях, между противником и вами. Таким образом для вас фронт сужается, а для противника увеличивается. Кстати, неправильный с позиционной точки зрения захват провинции, может привести к очень серьезным последствиям. Это придает большое значение так называемым узловым провинциям, таким как Кордова, Сирия и Рам. При атаке захват такой провинции практически сам по себе обеспечивает общий успех, при обороне ее удержание является первостепенной задачей. Итак, основные рекомендации:

• Если имеете такую возможность, в первую очередь добивайтесь господства на море.

• При наличии у вас большого числа сухопутных пограничных провинций - наступайте.

• При преимуществе в силах - стремитесь к расширению фронта у противника.

• При недостатке сил - стремитесь к сужению фронта у себя.

• Стремитесь к захвату и удержанию узловых провинций.

География

При планировании боевых действий необходимо учитывать географию будущих полей сражений. Для наступления удобны равнинные безлесные провинции, для обороны - провинции с холмами, горами и лесами. Кроме того, для южных провинций характерен каменистый ландшафт и песчаные пустыни, где войска с тяжелыми доспехами быстро устают. Еще в пустыне практически никогда не бывает мешающих стрельбе дождей. Кстати, бонусы к броне, полученные за счет построек, на усталость не влияют. Реки не представляют такой проблемы, как в S: TW, потому что теперь они не являются частью провинции, и можноГеография избежать атаки через мост, просто атакуя из другой провинции. Если вы наступаете во вражескую провинцию из нескольких своих одновременно, то армия считается идущей через ту границу, которую пересекает ее генерал. Увидеть ландшафт будущего поля боя можно, щелкнув правой кнопкой мыши по провинции-цели, после чего навести курсор на провинцию, из которой вы (или противник) собираетесь наступать.

Для обороны лесных провинций лучше всего подходит штурмовая пехота: горцы, галлоугласы, викинги и даже лесники. В лесу эти отряды хорошо защищены от обстрела, способны легко снести практически любую конницу и копейную пехоту, да и тяжелой пехоте придется несладко. Более дорогим, но также эффективным средством являются мечники. Если у противника нет серьезного превосходства в таких отрядах, его атаку вы спокойно отобьете.

В обороне холмистых и особенно горных провинций очень полезны стрелки и устойчивая копейная пехота. Также весьма хороши метатели нафты и полевая артиллерия.

При нехватке сил не пытайтесь без крайней необходимости защищать равнинные позиции.

В атаке же при всех условиях желательно иметь преимущество в коннице. В зависимости от избранного противником метода обороны необходимо также преимущество в стрелках и (или) в штурмовой и тяжелой пехоте.

Из всего вышесказанного следует, что в M: TW, как и в жизни, оборона имеет преимущество над наступлением, но позитивных целей без наступления не достичь. Отсюда оптимальный путь к достижению победы: захват подавляющими силами провинцию, которую противник не может не защищать, с последующим разгромом его войск при попытке ее отвоевать.

И последнее замечание: избегайте сколько-нибудь длительных осад. Осаждающее войско стоит на двойном довольствии, лояльность в провинции с осажденной крепостью экстремально низка, сама провинция не приносит никакого дохода, перед сдачей враг портит здание собственной крепости. Штурм - вещь очень неприятная, но не надо его бояться. Кроме того, можно использовать эмиссаров, убийц и шпионов для подкупа, облегчения штурма за счет устранения генерала противника и подкупа охраны ворот замка соответственно. Естественно, несколько осадных орудий успешному штурму не помешают. В контактный бой имеет смысл пускать только тяжелую и копейную пехоту.

Основные рекомендации:

• Планируйте кампанию так, чтобы ваши решающие сражения носили оборонительный характер.

• Оптимизируйте ваши армии под условия местности на поле боя.

• “Самое худшее - осаждать крепости” (Сунь-Цзы).

Экономика

Экономика

Во время войны экономика испытывает существенную перегрузку: армия растет, увеличивая ежегодные расходы, а противник мешает морской торговле. А потому для устойчивости в военных конфликтах необходимо иметь большой запас прочности.

С моей точки зрения, оптимальным вариантом является установка нормального уровня налогов в основных высокодоходных провинциях и очень низкого уровня в бедных и беспокойных. Отступать от этого следует лишь при крайней необходимости. Чисто военным недостатком высокого уровня налогов является необходимость держать большие гарнизоны, маневренность которых близка к нулю, а самостоятельно защитить провинцию от серьезной угрозы гарнизонное войско все равно неспособно, так как комплектуется по принципу “числом по-более, ценою по-дешевле”. При нормальном уровне налогов достаточно стационарного гарнизона в 100 крестьян на обычную провинцию, что позволяет свободно маневрировать всеми остальными вашими войсками.

Один из основных способов войны - воевать не с армией соперника, а с его экономикой. Но я имею в виду не захват провинций с целью грабежа - это не лучший путь и годиться только в том случае, если противник гораздо сильнее вас. Естественно, надо стараться заблокировать морскую торговлю врага - чем больше войско оппонента, тем ощутимее ущерб. Еще один серьезный удар по экономике: это захват большого числа пленных, особенно вражеских генералов и аристократов. Выкуп пленных противником дает возможность спокойно наращивать свою армию, а возвращающаяся армия противника не имеет еще в течение хода возможности маневрировать, плюс ее командиры сильно теряют в лояльности. Отказ в выкупе влечет за собой уже политические последствия: падает лояльность у всех командиров врага, что еще хуже. Весьма эффективным приемом является захват связующих провинций, таких как Константинополь, разбивающий государство противника на несоединенные между собой части. Лояльность командиров в изолированных анклавах существенно падает даже без поражений в бою.

В тех случаях, когда вы добились серьезных успехов и верность генералов врага оставляет желать лучшего, можно переходить к подкупу. Покупать лучше всего гарнизоны вражеских замков перед атакой - там, как правило, не самые преданные генералы, но главный довод другой: после успешной атаки провинция достается вам без всяких разрушений, да и осаждать никого не надо. Это с лихвой перекрывает суммы, затраченные на подкуп и недополученные за грабеж. Все вышесказанное - еще один довод в пользу достижения успеха в наступательной кампании посредством серии оборонительных сражений: пока вы несколько раз не разобьете врага, стоимость подкупа будет непропорционально велика, и провинции будут доставаться вам практически опустошенными, плюс потери при штурмах (военные) и осадах (экономические). Кстати, и если хотите завоевать провинцию, где сидят повстанцы во главе с хорошим генералам, то подкуп также является лучшим средством. У меня за Испанию в раннем периоде сильнейшим генералом был купленный Эль Сид.

Для решения проблем с производством войск наилучший подход заключается в специализации провинций: одна провинция специализируется на продвинутой коннице, вторая на тяжелой пехоте, третья на стрелках… Крайне желательно наличие в таких провинциях железа. Обычное пушечное мясо лучше иметь возможность изготовлять повсеместно. Важность морских путей от центров обучения войск к фронту даже не надо подчеркивать. Для обороны от внезапного нападения превосходящими силами можно построить гостиницы в максимальном числе провинций: при наличии денег и неплохого генерала наемники вполне способны удержать границу, а навербовать их можно очень быстро.

Основные экономические рекомендации:

• Не держите налоги на высоком уровне.

• Первым делом ликвидируйте вражескую морскую торговлю и защитите свою.

• Не казните пленных на поле боя - гуманность окупается.

• Покупайте низколояльные гарнизоны крепостей и хороших генералов повстанцев.

• Специализируйте провинции по родам войск.

• Стройте гостиницы для возможности быстрого развертывания наемных армий.

Динамика

Иногда конфликт можно выиграть за счет опережения в темпе строительства и маневра армии даже при существенно более слабом экономическом и военном потенциале. Иногда в этом помогают национальные особенности фракций. Так способность датчан при минимуме строений в провинции штамповать викингов позволяет им в раннем периоде начать и выиграть войну против куда более сильной Германии. Более того, из-за недостатка территории для развития и общей границы со столь грозным соседом, Дания просто вынуждена начинать эту войну, а при другом решении риск еще выше. Для Испании в том же раннем периоде ситуация еще хуже: технологическое и экономическое преимущество принадлежит Альмохадам, более того, узловая провинция Пиренейского полуострова Кордова в руках противника. Так что испанцам приходится максимально быстро громить арабов, иначе - поражение.

ДинамикаОсновным приемом подобной войны при достаточной ширине фронта в провинциях является одновременный удар по нескольким провинциям противника. Все удержать враг не в состоянии, поэтому получается что-то вроде: одно отступление без боя, на два захвата почти без потерь в войсках. На следующем ходу подтягиваются резервы, за добытые грабежом и выкупами деньги строятся новые отряды, и все повторяется. Такая война требует большого умения от игрока или множество Save/Load. К сожалению, при таком способе ведения боевых действий завоевателю достаются опустошенные провинции. Это серьезная проблема в игре: риск ведения маневренной войны не окупается полученной добычей. Поэтому рекомендовать маневренную войну можно только в крайнем случае.

Неаналитические средства

Для успешного ведения боевых действий крайне желательно, чтобы вы имели максимум информации о противнике, а он о вас минимум.

В первую очередь - разведка. Лучше всего вести ее с помощью сети пограничных фортов для фронтовых провинций противника и использовать эмиссаров для тыловых. Если противник другой религии, можно использовать священников, которые не только проведут наблюдения, но и подготовят народ к вашему приходу. Эмиссар же имеет возможность подкупать генералов противника. В отличие от шпионов и убийц, эмиссары и священники не перехватываются сетью пограничных башен, да и стоят гораздо дешевле. Инквизиторы - сильнодействующее средство католических государств. Позволяют добиваться самых решительных результатов. Высокоуровневых инквизиторов лучше держать подальше от своей территории. К сожалению, AI не способен адекватно им противодействовать.

Убийцы - неплохое средство непрямого решения военных проблем. Тренировать убийц лучше всего на своей территории. Низкоуровневые убийцы часто задерживаются пограничными фортами.

Разведка

Шпионы - хороший способ отвлечь противника от реального положения дел на фронте. Использовать лучше массово (по пять-десять на провинцию), а потери постоянно восполнять. Можно также применять для уменьшения времени осады. Плюс шпионов и убийц - противник не видит их на карте, минус - AI также не может ничего им противопоставить, и игра становиться неинтересной.

Теперь о контрразведке: для пресечения действий неприятельских агентов лучший подход - организационный. Стройте во всех провинциях сеть пограничных фортов. Стремитесь к тому, чтобы в каждой провинции было по священнику, эмиссару, шпиону и убийце. Все они сотрудничают с властями в поимке вражеских засланцев. Кроме того, убийцами удобно устранять эмиссаров противника, появившихся на вашей территории.

Для обеспечения скрытности не собирайте армию вторжения непосредственно в пограничных провинциях, первый удар лучше нанести путем морского десанта.

В политической сфере на первый взгляд все достаточно просто: заключайте союзы с соседями ваших врагов. Единственная серьезная сложность - это война католиками против католиков, грозящая отлучением. Иногда это заставляет завершать войну максимально быстро. Лучший способ противодействия - убийство Папы. В противном случае придется терпеть.

Сильнейшим военно-политическим средством является созыв крестового похода (для мусульман - джихад).

Обсудить статью можно на форуме.