Twow.ru, TotalWar, Empire / Статья

Мануал по экономике ЕТВ

от Chernish

(авторизованный парафраз текста Comana с TWC)

В игре есть несколько вещей, от которых зависит доходы вашей державы.

1. Население, которое платит налоги (высший и низший классы).
2. Экспорт ваших колониальных продуктов, таких как сахар, меха и проч.
3. Природные ресурсы ваших провинций, производящие доход без всяких усилий – такие как железные, серебряные рудники, строевой лес и пр.
4. Торговля
5. Импорт ценных товаров из факторий Ост-Индии, Бразилии, Берега Слоновой Кости, Мадагаскара – которые позднее через торговые соглашения превращаются в экспорт и приносят вам деньги
6. ВВП ваших провинций, формируемый от ваших фабрик и мастерских, заводов, ресурсов и технологий – «благосостояние» в русском переводе, с которого берется налог
7. Рост населения ваших провинций.

1. Налоги и доходы.

Налоги устанавливаются в окне политики отдельно для верхнего и нижнего классов населения в диапазоне от 17% до 60%. Высокие налоги ведут к росту недовольства, но приносят реально больше денег если у вас многочисленное население и высокое благосостояние. Низкие налоги укрепляют стабильность государственной власти и поощряют рост населения и благосостояния. Налог берется в процентах от ВВП провинции («благосостояния»), которое накапливается каждый ход (или уменьшается) в зависимости от вашей политики строительства и развития технологий, налогов и событий (войны например).
Интересная вещь «городская стража». Мало того что она автоматически встает на защиту города в случае нападения врагов – она еще и поддерживает порядок в городе, увеличивая уровень довольства населения. Зато если вы не строите здания, развивающие городскую стражу, то оставив ваши города беззащитными, вы будете каждый ход платить суммы на эту самую городскую стражу.

Считается хорошим, если вы не тратите свои налоги на военные цели. Войну должна питать торговля, дипломатия и прочие источники доходов – а налоги нужно инвестировать в развитие своего государства.

Инвестиции в золотые рудники имеют приоритет перед инвестициями в экспорт, так как могут приносить, к примеру, по 1800 талеров в благосостояние провинции за ход – что при налогах 30% даст вашей казне сразу по 600 талеров без рисков разрыва торговых путей и проч. неизвестностей торговли smile3.gif.

Помните, что верхние классы вносят основной вклад в благосостояние провинции, а низшие – в рост населения.

2.Экспорт.

Концепция экспорта проста. Или ты имеешь регионы, в которых есть меха, сахар, хлопок, кофе, табак – или нет. Если твое государство является счастливым обладателем таких товаров – и ввозит еще всякую экзотику типа специй и слоновой кости из факторий – то ее экспорт обеспечен. Заключайте торговые соглашения с другими европейскими странами и получайте доходы.

Для развития экспорта вы должны инвестировать в строительство сооружений, увеличивающих количество имеющихся ценных ресурсов (меховые дворы или сахарные плантации), и в свой военный флот для защиты торговых путей.

Чем больше ценных ресурсов вы имеете для экспорта – тем ниже их цена на мировом рынке, но зато увеличивает ваш валовый торговый доход (???)

Для экспорта вам нужны порты и дороги – не забывайте про них!

3.Ресурсы.

Железо, золото, древесина и пр. представляют собой не-экспортные ресурсы, в той или иной мере представленные в провинциях. Они очень важны так как генерируют большие суммы дохода, каждый ход пополняющие благосостояние ваших территорий – и через налоги – вашу казну. Поэтому чем скорее вы начнете развивать свои внутренние ресурсы – тем богаче вы станете и тем больше средств ва получите в свое распоряжение для проведения своей политики.

4.Торговля.

Торговля – нерв войны в ЕТВ. Именно торговля формирует финансовую базу для ваших завоеваний. Торговля зависит от портов и торговых соглашений. Покупайте ваши торговые соглашения, давайте взятки – любыми способами добывайте их. Даже если вы заплатите 2000 талеров за торговый договор с богатой, многолюдной далекой державой – вы окажетесь в выигрыше очень скоро. Торговые отношения приносят все больший доход с течением времени (вы становитесь традиционными партнерами и получаете скидки и бонусы – ваш доход растет), улучшают дипломатические отношения и отношение населения другой страны к вам. Они очень важны.

Наилучшими торговыми партнерами являются все большие игровые державы («великие державы»), Персия, Империя Великих Моголов, Маратхи и американские колонии. Идеальный торговый партнер – морская держава с несколькими портами, торгующая по всем направлениям. Россия – самый скверный торговый партнер, так как Аи туп по части контроля за морскими путями или приобретения гаваней и портов.

Доходы от торговли зависят не только от колебания экспортных цен, но и от способностей вашего партнера покупать товар – рост населения и его благосостояния ведет к росту потребностей в экзотических товарах и ресурсах, так что у вас станут покупать больше. Coman с TWC в 15 ходов получал торговый доход в 6000 талеров от торговли с Индией, Оттоманской Турцией и Францией. Малые страны тоже являются хорошими торговыми партнерами, особенно те, которые расположены на ваших границах и не имеют морских торговых маршрутов.

Не стесняйтесь разрывать торговые соглашения с партнерами, погрязшими в войне – из-за блокады они будут лишь занимать ваши драгоценные торговые маршруты без всякой выгоды для вас. Вы будете иметь всего лишь 2 торговых порта, доступных в вашей столичной провинции по суше, через которые можно торговать. Шотландия, например, предоставляет торговый порт и маршруты для Британии, а Ирландия – нет.

5.Импортные ресурсы для торговли.

Слоновая кость. Пряности и иные колониальные товары из факторий в торговых регионах (Бразилия, Берег Слоновой Кости, Мадагаскар, Ост-индия). В каждом регионе по 5 мест для факторий. Кто смел – тот и съел. Торопитесь занять их своими «ост-индийцами» («индиаманами»).
Бразилия дает сахар, Африка и Мадагаскар – слоновую кость (рабы были удалены из игры по соображениям политкорректности, гы-гы!), Ост-Индия – пряности. Каждая фактория дает по 15-25 единиц товара на каждый корабль в ней размещенный. Вы можете поставить в одну факторию до 6 торговых кораблей. Цена на колониальные товары зависит от рынка – если предложение слишком большое, цены снижаются. Но в любом случае они высоки и ваш доход может быть очень большим. Поэтому лучшая стратегия – с первого хода построить и послать занимать фактории так много 2ост-индийцев», как только возможно. Захватывайте фактории – чем больше вы их займете. Тем больший торговый доход сможете получить! Самое лучшее –специи. Потом по доходности идет слоновая кость. Бразильский сахар самый относительно дешевый товар. И – вы можете получить монополию на торговлю каким-либо колониальным товаром, тогда ваши доходы не будут сокращаться от роста предложения!

6. Благосостояние провинций.

Если вашу заморскую торговлю блокируют, то на что вы будете воевать? На позднгих стадиях игры особую роль приобретают ваши провинции – и генерируемый ими доход. Чем богаче будут ваши земли, тем больше налогов вы с них получите и тем прочнее будет могущество вашей державы. Поэтому стройте фермы, мастерские, ткацкие фабрики, заводы и проч. Исследуйте технологии, позволяющие улучшать хозяйство. Увеличивайте ваше население – и будет вам щасте.

8. Рост населения.

Население это богатство и мощь вашей державы. Чем больше народа и чем выше его благосостояние – тем больше ваши доходы. Для низшего класса богатство – это еда. Фермы рулят! Чем больше продовольствия вы производите – тем больше народа расплодится и тем больше низший класс будет счастлив. И у вас появятся новые порты и города, которые так важны для развития вашей державы!

Однажды вы застроите все ваши свободные места под порты, города и прочие. И куда вам тогда девать народишко? Давите его налогами – он побежит в колонии! Эмиграция – вот выход в таком случае.

9.Заключение.

Кто рано встает – тому Бог подает. Не теряйте времени в начале игры – оно критически важно! Через 6-10 лет начнутся войны – успейте до этого как можно лучше развить вашу экономику!

Обсуждение этой статьи, а так же другие материалы по экономике - см. здесь