Sengoku

Во второй половине XV века Япония оказалась вовлечена в очередную смуту, которая длилась больше столетия. В 1467 году разразилась гражданская война («смута Онин») между наследниками сегуна Асикага Ёсимаса – его братом Ёсими и женой Хино Томико. Войска враждующих сторон начали войну в столице Киото. Вскоре конфликт перекинулся на остальную страну – а вместе с ним пришла и разруха. Сёгунат Асикага потерял контроль над Японией, отныне каждый феодал (дайме) должен был надеяться только на себя. Началась война всех против всех – Сенгоку Дзидай, «Эпоха воюющих провинций»…

Первой особенностью Sengoku, которую нельзя не заметить и которая сразу бросается в глаза фанатам игр от шведской студии, является совершенно новая карта. В своей новой стратегии Paradox продолжает эксперименты по внедрению инноваций, начатые ещё в Божественном ветре (Divine Wind), но именно Sengoku стала первой игрой, где карта стала более четкой, информативной и красивой. Данный вид карты станет стандартом для новых игр от Paradox, что не может не радовать.

Вторым отличием новой игры от её предшественников стало наличие конечной цели игры – захват половины территории Японии и установление своей власти в сегунате. Пройти этот путь можно, как назначив своим альтер-эго главу крупного клана, так и примерив роль мелкого вассала. Победа засчитывается в 2 случаях: если вы захватили территорию, заявили о своих притязаниях на власть и выстояли 3 года или же просто захватили всю Японию (что более интересно и честно по отношению к ИИ). Компьютер активно занимается экспансией и периодически пиковым моментом игры становится противостояние двух сверхдержав. Но не все так просто в управлении крупными странами.

А теперь поговорим об особенностях механики игры. Главным параметром в игре является честь. Она позволяет усиливать или ослаблять нашу власть в клане. Если честь лидера клана упадет слишком сильно, то вассалы могут начать оспаривать лидерство, вплоть до гражданской войны. Поэтому одной из первостепенных задач в этой игре – наладить регулярное получение достаточного количества чести, потому что основная статья, на которую мы тратим честь - война. Честь увеличивается разными путями: базовый прирост в мирное время, ежемесячный прирост в зависимости от ранга при дворе императора (мы можем покупать титулы для себя и для своего наследника, так как по наследству они не передаются). Честь также растет при присоединении к религиозной фракции синтоистов (бонус удвоится, если стать лидером фракции), принятии решения по спонсированию императорского двора, в зависимости от некоторых черты характера героя и случайных событий.

Если человек заставляет садовника плотничать, а плотника — выполнять работу садовника, это значит, что он просто глуп и не разбирается в людях. Каким бы совершенным ни был человек, у него есть сильные и слабые стороны. Если учитывать способности людей и использовать их соответственно, занятия всех людей будут закреплены правильно, и господину не будут угрожать опасности.

Сотэки ваки Асакура Сотэки (Записанные изречения)

От личности нашего протеже зависит очень многое, но не все. Каждому правителю позволяется иметь трех министров, отвечающих за определенные сферы. У каждого министра есть три навыка – дипломатия, военные таланты и мастерство интриги. Первый мастер церемоний – дипломат по призванию, налоговый инспектор по должности и строитель по жизни. Его в период становления нашего клана мы будем использовать для улучшения наших провинций – для увеличения налогооблагаемой базы. В период войн посылается в провинции для сбора повышенных налогов. Также он незаменим при установлении дружеских отношений не только с другими кланами, но и со своими вассалами, которых бывает очень просто обидеть. Основной параметр этого министра – дипломатия. Чем выше данный параметр, тем лучше или быстрее будет результат.

Далее у нас идет военный специалист. Его основной параметр – боевое умение. С его помощью мы возводим непреступные замки, нанимаем ронинов (свободных самураев) и успокаиваем население. Из прочих навыков первый на поверку оказался крайне полезен, а вот третий разочаровал (использовался мною только вместе со сбором налогов).

Третий специалист – начальник стражи – отвечает за наши секретные операции. Основной параметр – интрига. С его помощью мы открываем гильдии, нанимаем ниндзя и устраиваем козни нашим неприятелям, сея смуту и устраивая раскол в рядах противников. Также следит за тем, чтобы эти самые козни не устраивали против нас. Большинство времени проводит или за границей или в тщетных попытках заманить ветру подобных ниндзя в наши края.

На должности мы назначаем людей из круга приближенных, основу которого составляют наши дети и беженцы из менее удачливых кланов. Поэтому важно следить за тем, чтобы у лидера клана и его сыновей всегда было много жен, чтобы не оказаться в ситуации, как в одной из моих первых игр, когда я остался практически без подчиненных.

Господин Иэясу уверен в моей преданности. Вот почему он оставил меня здесь, в замке Фусима, защищать стратегически важную область Камигата. Для самурая не может быть большей удачи. Первым из воинов страны погибнуть во имя процветания нашего господина — это великая честь для нашей семьи, это мое самое сокровенное желание за многие годы.

Завещание Тории Мототада

Разобравшись с советниками, переходим к военным делам. В Sengoku представлены всего 3 вида войск: асигару (легкая пехота), самураи (конница) и пехота, вооруженная аркебузами (можно смело назвать тяжелой пехотой). Войска делятся также на регулярные армии и ополчение. Лидер клана может поднимать в провинциях ополчение, которое состоит из асигару и самураев, тем самым избавляясь от необходимости владеть большим собственным войском. Количество ополчения напрямую зависит от развитости замка в провинции. Вассалам же приходится иметь свое войско, чтобы участвовать в войнах, если они хотят получить сами причитающиеся им и их вассалам земли.

Важной составляющей игры является возможность организовывать и претворять в жизнь заговоры. Для этой цели существует специальное меню – там нам предлагают возможные на данный момент действия. Для лидера клана это нападения на соседей при участии других кланов, для вассалов же главный заговор - это выход из клана и создание своего собственного. Выбрав один из вариантов, игрок должен найти сторонников и помощников, чтобы план набрал определенный вес и силу, и  можно было бы смело идти в наступление (на соседа или на лидера клана). Но всегда существует риск, что о наших приготовлениях станет известно тому, против кого этот план нацелен. Тогда у нашей цели появиться возможность изобличить заговорщиков, что повлечет за собой потерю чести, что в свою очередь может заставить их отказаться от своего плана.

Не следует бояться врага. Следует бояться союзника. Изначально врагов не существует, но наш союзник может стать врагом. Если вы делаете своему врагу одолжение, он становится союзником, но если союзник не доволен вами, он может стать врагом.

Вечерние беседы в храме Токайдзи, Такуан Сохо

Дипломатия - важнейшее окно в игре. Благодаря стараниям Paradox Interactive оно не перегружено ненужной информацией. Обычно мы попадаем сюда не напрямую, а через меню персонажа. Выбрав интересующего нас человека, мы нажимаем ПКМ и нам высвечивается контекстное меню с разными кнопками, в том числе и с дипломатией. Студия прислушалась к просьбам фанатов упростить некоторые действия и добавила вероятность успеха предложенного действия. Упрощения коснулись и заключения брака, теперь в меню нашего персонажа (или его наследника) достаточно нажать кнопку Marriage и нам выведут на экран весь список доступных невест и вероятность заключения брака. Это очень полезно, так как в первых версиях часто получалась так, что у вас не хватало людей (естественная убыль и недостаток рождаемости), чтобы занять ими должности, освободившиеся после смерти старых советников.

Игры на тему средневековой Японии всегда отличались региональностью, ограниченностью территории – так повлияла закрытость этой страны на её воплощения в видеоиграх. Sengoku не стала исключением. Однако  это не только локальная стратегия – новое творение Paradox очень красиво и выдержано в стиле, который позволяет почувствовать себя в шкуре и вассала огромного клана, и главы небольшой провинции. Отлично проработаны противоборства кланов, которые могут носить как открытый, так и скрытый характер: любые средства хороши при достижении заветной цели подчинения Японии своей воле. Правда, борьба кланов интересна лишь до того момента, когда не появляется монструозный по размерам клан, который может продавить всех остальных. Катку способствует очень дешевый и простой набор чести и война ополченцами. Игре не хватает большого числа эвентов, событий и интересных решений. Sengoku следует рассматривать скорее как репетицию к грядущим Crusader Kings II, репетицию, которая прошла удачно: игра не обременена кучей фатальных ошибок и багов и в нее можно было играть сразу после релиза, что для игр от Paradox Interactive - несомненный плюс. В любом случае, несмотря на все недостатки, захватывающие и драматичные партии обеспечены всем, кто не испугается.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика