De Bello Mundi на Medieval II Total War

Хотя есть обратные примеры (Chilvary, Age of War), хотя имеет место быть пристальный интерес ваятелей по "Средневековью" к временам падения Рима (взять хотя бы "медную" реинкарнацию Invasio Barbarorvm аж в двух (раз и два) частях), хорошей модификации, которая бы послужила своеобразным "портом" Rome Total War на следующую платформу, до сих пор на горизонте было не видно. Europa Barbarorvm II - знатный долгострой, Hegemony выглядит как фальстарт, если сопоставить его масштабы и масштабы эпохи - ведь тут тебе и социальная борьба (плебеи и патриции), и политическая (Сенат и триумвиры)  - про военную, от Пунийских войн до траяновых завоеваний, можно и не говорить. Вот уж благодатная тема - но мастерские Medieval II упорно молчат.

Эту ошибку исправили итальянцы. De Bello Mundi - модификация, созданная на форуме Medieval Total War Italia. Её временные рамки - 240 г. до н.э. - 117 г. н.э. (год смерти Траяна). Разработчики составили подробнейший мануал, а сичевик Den Stark  перевел его, так что мне можно сконцентрироваться на интересных моментах, а не перечислять скрупулезно все "features" мода.

***

Я вспомнил, что родом с того же форума - ещё один крутой итальянский мод, Bellum Crucis, и отправился на поиски списков его разработчиков и создателей De Bello Mundi. Открыв цветастый форум разработчиков BC, расположенный в доменной зоне .it, и скромный readme.txt в папке DBM, я начал сравнивать. Достаточно много имен попадаются неоднократно и в том, и в другом списках: Boboav, The Housekeeper, Fabius Maximus Germanicus занимались в обоих проектах совершенно разными отраслями - от "дирекшона" до исторических исследований, в меньшей степени - и некоторые другие. А там, знаете ли, классная школа!

***

bello mundi

Я обратился к Bellum Crucis ради подтверждения догадки об одной команде разработчиков не просто так - с первых минут игры в De Bello Mundi мое внимание привлекла фирменная фишка BC - приходящие каждый ход сообщения о том, что творилось в те дни в реальном мире.

Впрочем, это не самый примечательный ингридиент из скриптовой начинки DBM. Она, эта начинка, разнообразна - даже сегодня, спустя 7 лет после выхода игры, появляются новые и интересные скрипты. Скрипт демографии возвращает ситуацию с наймом к "римской" - в отличие от оригинальной Medieval, в моде население провинции при создании в ней новых отрядов уменьшается. Скрипт Hanno: будучи Суффетом Карфагена и владея городом Sala, вы можете отправить за 5000 денариев экспедицию на поиски новых земель. В качестве экзотики для прочих по местам культурной славы эллинов понатыканы сибиллы, которые являются дополнительными постановщиками задач. Они выдают свои задания, не двигаясь с места, и если у вас под рукой жрицы оракула нет, Магомет может отправиться к горе и сам - тогда сибилла тоже выдаст задание.

Самый, на мой взгляд, интересный и полезный скрипт - механизм досрочной сдачи города. Нажимая на кнопку прекращения осады, вы не прекратите её, а предложите осажденным сдаться. Если они согласятся, войско противника выйдет из поселения, в городе появится два ваших отряда наемников из области, в которой происходит действо, а ваша армия замрет подобно тому, как останавливается в игре войско, попав в коричневую зону вокруг врага. Авторы заявляют, что вы сможете войти в город осаждавшим поселение корпусом только на следующий ход... На самом деле немножко не так; если рядом есть, кого атаковать (а затем победить или отогнать, разумеется), и это у игрока получится. Самый крутой скрипт, я использовал его чаще всего.

Интересно реализован в De Bello Mundi механизм Папства из оригинальной игры. Папу заменил Сенат, а коллегию кардиналов - коллегия понтификов. Религии превратились в культуры, что, кстати, добавило к игре, особенно за римлян, остроты: теперь дело не исчерпывается военной экспансией, потому что чужеродную область удержать может быть сложнее, чем захватить, и приходится прежде легионов солдат направлять в провинцию легион деятелей культуры. Эти пришли на смену священникам.

Каждой культуре - свой тип культурных деятелей. У римлян это, например, гаруспики, которые, набравшись опыта, становятся фламинами и затем - понтификами, которые могут попасть в соответствующую, описанную выше коллегию. Есть и свои сенатские "инквизиторы" - делатории, которых Сенат отправляет в области с низким уровнем латинской культуры. Они могут пустить кровь агентам и генералам нерадивого игрока-латинянина. Нашлось место и Крестовым походам - их место заняли bellum-ы, объявляемые Сенатом. Этакий игровой механизм превращения пытливыми руками игрока в жизнь катоновского "а ещё я считаю, что Карфаген должен быть разрушен".

Латинскую "религию" (читай - культуру) со всеми её коллегиями и весталками (да, там и такая должность есть) можно и принять. Пожалуй, впервые я вижу реализацию системы клиентальных государств, здоровскую реализацию. Если какое-либо государство находится в союзе с римлянами на протяжении 30 ходов, оно может стать страной-клиентом. Это не установление протектората, новый союзник Рима принимает его религию-культуру - улучшаются отношения между фракциями, а культурные агенты неофита могут попасть в коллегию понтификов.

Стоит кратко пройтись по карте. Первым (приятным или нет - решают между собой поклонники глобальных и региональных модификаций) сюрпризом будет ширина этой самой карты - она протянулась на восток до Бенгалии - вот вам и весь по-ов Индостан в сборке, и империя Маурьев при нем, как полагается. Где-то в той стороне начинает игру единственная орда, хунну, но разработчики уверяют, что они вскоре после старта нахватаются поселений на краю карты и станут поспокойнее.

У нумидийцев, чтобы им было не скучно, появились коллеги по пустыне, таинственные гараманты, а в размягченное илом Великой Реки подбрюшье Птолемеевского Египта разработчики посадили кушитов - с вполне очевидной целью не дать тому беззаботно съедать архэ Селевкидов вместе с другими многочисленными соседями этого глиняного колосса TW-шной античности.

Носителями иллирийской культуры помимо самих вполне традиционных иллирийцев стал Норик, королевство Таврисков (в районе современной Австрии). Чем те и другие заслужили место с списках "Factions", я не знаю - оба государства были присоединены к Риму относительно незаметно для истории, да и в игре занимают роль исключительно наполняльщиков ребельского вакуума.

 Ну и пусть себе наполняют. Самая интересная и, пожалуй, драматичная история связана с Ахейским союзом - он в моде является и.о. греков. Зареспаунившись на севере Пелопоннеса за 40 лет до начала игры, это объединение набирало силу, произрастая под идеей избавления от ненавистных тиранических лучей македонского солнца (ещё бы, этот еллинский горшок с растением щедро поливали деньгами Птолемеи), но было подбито меткими выстрелами спартанского царя Клеомена III. В результате ахейцам все-таки пришлось обратиться за помощью в Пеллу, и клеоменова - последняя в истории - попытка возродить былое могущество Спарты канула в лету. Я думаю, стоило отдать флаг возрождения эллинов Спарте - социальные реформы Агиса и Клеомена представляют собой интересный материал для создания скиптов - и, таким путем, интересной фракции.

Все эти (и другие) государства являются носителями стратегического интеллекта, который создатели De Bello Mindi значительно переработали. Мир во всем мире, дружба народов! Союзники теперь действительно помогают и не разрывают союза по прихоти левого нижнего usb-выхода кремниевого оппонента, больше того, разработчики заявляют, что первые 30 ходов игрока ждут мирные. Я проверил, это так. На самом деле это ужасно, потому что, не выдержав безумного роста казны, на 10-15 ходу я срывался и начинал отправлять к миролюбивым соседям группы тяжеловооруженных туристов. Кажется, создатели DBM хотели вырвать игрока из колеи бесконечных войн, тотал вара, но в результате кампания выходит откровенно легкой даже на wh/wh. Да, кстати, вы прибавьте к этому то, что на тактике ИИ по-прежнему выдумкой не блещет. Его, болезного, даже не трогали.

Наконец, хотелось бы отметить по-немецки педантичный подход итальянцев к своей работе. De Bello Mundi 1.0  имеет внутри созданные ролики, больше десятка исторических сражений и сильно измененный саундтрек. Кроме того, за несколько дней игры я не встретил ни одной незаполненной карточки юнита или здания. Очень приятно встречать такое отношение к делу.

Обращение к римской тематике у итальянцев получилось исчерпывающим. Скурпулезно перепахав всю игру, они заставили работать на "Рим" все механизмы движка следующей игры. Я ничего не говорил об юнитах, архитектуре и стратегических моделях, уделив свое внимание скриптам - именно они и являются изюминкой, нет, огромной изюминой De Bello Mundi.

Хотя и юниты, и архитектура в битвах, и стратегические модели городов и агентов - шикарны. Стоило все-таки написать.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика