Tsardoms Total War: Banate of Bosnia

 Tsardoms

Общий обзор

На побережье Адриатики, в горной стране, покрытой густыми лесами, лежит небольшое, но неунывающее славянское государство. Это Фракция Босния в моде Tsardoms Total War. Разделенная ранее между Венгрией и Империей ромеев, теперь она может отстаивать свою независимость в связи с экономическим ростом и рядом активных правителей. Шахты в горах обеспечат нужные богатства, а леса и равнины дадут хлеб и дичь. Большинство жителей - бедные крестьяне, что трудятся на земле дворян, но и они полны решимости защищать независимость. Феодалы сидят под защитой замков, построенных в горах; не всякая армия сможет подобраться к ним, не то что осадить! Войска боснийского государства хорошо сбалансирована рядовыми крестьянами - они знают свою гористую страну очень хорошо, это опытные охотники и мастера засад и партизанской войны. Из-за ландшафта кавалерия легко вооружена. Только знать образует стальной кулак, схожий с рыцарями Запада. Боснийская армия готова к оборонительной, партизанской войне, но на равнине против превосходящих сил она не выстоит.

Богатства, укрытые в земле, и религиозные противоречия ставят Боснию в окружение врагов. Мудрый боснийский бан будет искать союзников везде, где только сможет, и сделает своей целью коронацию, которая обеспечит законность, и, следовательно, безопасность его власти.

 

Исторический фон

Появление славян в Боснии можно отнести в VI-VII векам. Они вторглись в регион, контролировавшийся Византией, со своими языком и культурой. К IX веку они были христианизированы, так что дофеодальное общество начало разлагаться. В это время область стала яблоком раздора между королевством Венгрии и Римской империей. В XII веке (точнее - около 1154) король Венгрии сделал бана Борича первым правителем Боснии. Борич выстроил свой банат как полунезависмое венгерское владение, победил ромеев и отнял у них Браничево. После нескольких конфликтов между византийцами и венграми бан Кулин был поставлен в Боснии императором Мануилом I Комнином в 1180 году.

Правление бана Кулина считается золотым веком Боснии. Оно длилось 24 мирных года и было отмечено экономическим развитием и расширением автономии. В 1189 году Кулин заключил торговый договор с Рагузой, пригласив купцов Республики использовать богатейшие залежи ископаемых. Он также добился хороших отношений с правителем Хума и великим жупаном Сербии, Стефаном Неманьей. Отношения с Венгрией ухудшились - король все ещё считал бана своим вассалом. К правлению Кулина относится первое упоминание о боснийской еретической церкви. В то время старана считалась католической и находилась под рукой архиепископа Рагузы. Однако местная христианская секта, krstjani, существовала в регионе больше столетия. Кулин и его последователи были обвинены в ереси и укрывании других еретиков. Хотя Ватикан провел расследование, а бан в 1203 отверг ересь перед советом боснийской католической церкви, krstjani набирали сторонников и спустя несколько десятилетий присоединились к местной католической церкви. В последующие 50 лет венгры усиливали давление на бедного соседа и вернули контроль над боснийской епархией. Это удалось ещё и благодаря тому, что Папа был обеспокоен еретическим течением в банате.

За Кулином последовало менее удачное правление бана Стефана Кулинича, который поддерживал католицизм, но был свергнут в 1232 году.  Стефану наследовал Мацей Нинослав, которого поддержали krstjani. Мацей стал покровителем еретиков; это использовали венгры, чтобы начать крестовый поход против Боснии. К 1138 году они контролировали большинство южных районов и привели с собой монахов-доминиканцев. На престол был посажен Приезда I, но он не продержался долго - в 1241 году венгры ушли из-за монгольского вторжения. Бан Нинослав восстановил свою власть при поддержке Рагузы и даже вмешался в гражданскую войну в Хорватии. В 1250 венгры успешно посадили Приезду на престол во второй раз. Он правил до 1287 года и, будучи обращенным в католичество, преследовал приверженцев  боснийской церкви. В его правление Босния присоединилась к Венгрии в войне против Сербии. В 1252 году Папа окончательно перевел бснийское епископство в ведение Венгрии, хотя на самом деле это только ослабило католичество в стране - епископ был теперь ещё дальше и ещё меньше влиял на ситуацию.

В начале XIV века борьба за боснийский престол велась между домами Субичей и Котроманичей. Первые управляли Боснией на протяжении первых двух десятилетий, но в 1322 году на трон, гарантировав власть своей семье, взошел Стефан Котроманич. Он расширил свои владения на западном и северном направлении, там, где раньше правили хорватская знать. Стефан также приобрел земли на побережье, в Далмации, между Рагузой и Сплитом, а в 1326 аннексировал Захумье, которое формально считалось сербским владением. Котроманич обеспечил хорошие отношения с большинством соседей - так, он заключил договоры с Рагузой в 1334 и с Венецией в 1335 годах, а Венгрии помог подавить восстание хорватских феодалов. Приобретения земель с православным населением создали религиозный суп в банате. Боснийская церковь оказалсь под серьезным давлением католицизма - расхлебывать этот суп были отправлены инквизиторы-францисканцы, началась компания по обращению.

 

Текущая ситуация

Боснийский банат в настоящее время проживает благополучный период. Государство значительно расширилось и имеет хороший доход от торговли и горных шахт. Однако, хотя сила Боснии и растет, она по-прежнему остается небольшим государством по сравнению с могущественными соседями.

На востоке лежит растущее сербское королевство. Во главе с энергичным Стефаном Урошем IV Душаном сербы расширяют свои владения за счет болгар и ромеев, но, учитывая прошлые обиды, начало войны - только вопрос времени. Бан должен отсрочить конфликт с восточным соседом, пока его армия не станет достаточно сильной. С другой стороны, на юго-востоке, находится Республика Рагуза. Рагузцы всегда были в хороших отношения с Боснией и они должны продолжиться вместе с торговлей между двумя странами.

На западе раскинулись владения Венеции. Они могут оказаться ценным союзником и торговым партнером. И на севере, наконец, лежит страна, правители которой испокон веков были сюзеренами Боснии - королевство Венгрия. Венгры пытались получить власть в стране долгие годы. В настоящее время отношения между баном и королем хорошие, но это может измениться в любой момент. Конечной целью игрока-бана должно быть установление полной независимости от Венгрии.

 

Государственное устройство и общество

Босния управляется баном (примерно соответствует герцогу). В конце XIV века боснийский бан короновался, так что Босния стала королевством. Гористая местность преодпределяет разделение страны на небольшие районы - Подринье (Po-Drina), Босния (Bosnia), Соли (Soli), Узора (Usora), Нижний край (Donji Kraji ) и Хум (Hum). Каждый из этих регионов имеет свои традиции и потомственное дворянство. Они разеделены на жупанства, каждым управляет представитель самой могущественной из местных земель под титулом "жупан". Такие традиции провинциализма значат, что централизация в Боснии всегда была очень сложна, часто баны практически не имели власти над местными правителями. Государство сплочалось благодаря личной власти бана и его хорошим отношениям со своими вассалами. В Боснии нет системы дарования земли за службу (такой, как, например, пронойя), так что боснийская знать гораздо более независима, нежели сербская или болгарская. Знатнейшие дворяне и должностные лица назвались veomoze (магнаты), и, когда Босния стала королевством, их дворы по роскоши иногда не уступали тем, что были у бана. Страна оставалась сильной столько, сколько феодалы были лояльны правителю - не было ни одного инструмента для обеспечения их верности.

В сельской местности большинство населения были крепостными, кметами, которые платили бану десятину и были обязаны военной службой своему лорду. В горах жили пастухи (в том числе валахи), которые были слабо связаны с феодальной сисемой. Правители каждого город назначали князя как высшую юридическую силу и охранника порядка. Он был командующим гарнизона, а в поздний период - и полководцем.

 

Торговля и финансы

Горы Боснии содержат большие количества минералов, во времена Котроманича открывались новые серебряные и золотые шахты. Самые важные были расположены в Сребнице. К 1422 году добыча серебра с шахт Боснии и Сербии составляла одну пятую всех европейских. Добыча минералов дополняла развитие экономики государства и открывала множественные контакты перед западным миром. Рабочие в шахтах были боснийцами, но за техническую составляющу отвечали саксонские иммигранты, у которых существовали свои собственные сообщаства. Рагузцы также мигрировали в Боснию и создавали колонии ремесленников, торговцев и управляющих шахтами.

Торговля ископаемыми привела к развитию ремесла - множество ремесленников селились возле поселков шахтеров. Боснийцы добились больших успехов в обработке металла, их серебро пользовалось большим спросом. В районах добычи начали расти города, в которых проветала торговля. Многие из торговцев были рагузцами, так как город-республика по торговому договору имел монополию на торговлю серебром. Постепенно боснийцы перенимали их навыки, так что к концу XV века боснийские купцы курсировали вокруг Боснии, на побережье Далмации и даже в Италии.

Центральная знать и местная администрация вводили пошлины на товары. Их было три вида: экспортные пошлины, собранные на месте покупки (обычно составляли около 10%), импортные пошлины, собиравшиеся на рынке, где эти ввезенные товары были проданы (также собиралось около 10%), и путевые налоги, которые собирались на платных участках дороги. Дворяне также пытались создать свои пункты сбора пошлин на дорогах, проходящих по их землям. Рост торговли стимулировал развитие городов, много новых появлялось возле шахт и на пересечении торговых путей. Важные дороги проходили через Боснию с побережья в Сербию, Болгарию, Венгрию и Константинополь. Кроме городов, рядом строились замки, превращавшиеся в местные рынки.

 

Церковь и религия

Фракция Босния в моде Tsardoms Total War находится на границе восточной православной и римской католической церквями. Боснийцы были католиками, реже - ортодоксами или приверженцами другой ветви христианства, которую принесли болгарские богомилы. Такое сосуществование, разумеется, не было мирным. С самого начала боснийская православная церковь была больше славянской, чем греческой, возникнув из трудов Кирилла и Мефодия. Хотя догмы принимались из Константинополя, обряды брались больше у славян. В X веке Босния попала под влияние дуалистичного павликианства, и уже в следующем столетии это направление пустило здесь глубокие корни. Его последователи известны как манихеи, богомилы, мессалианцы или евхиты. Есть предположение, что все эти течения - одно, на разных языках. Термин "мессалианцы" происходит от сирийского "те, кто молятся", греческое слово "евхиты" значит то же; богомильство пришло из Болгарии и болгарского Bog z'milui, "Господи, помилуй". Другая традиция относит появление этого слова к попу Богомилу, "возлюбленному Богом". Все эти имена оставались внешними, в Боснии приверженцы этой церкви называли себя "krstjani", то есть просто христианами.

Члены боснийской церкви делились на два класса: чистые и верующие. Чистыми были лидеры, старейшины и их женщины. Они путешествовали по двое, должны были держаться целибата и не иметь богатств. Считалось, что жизнь в странствиях поможет им соблюсти эти обеты и посвятить свою жизнь вере. Чистые были аскетами, ели только рыбу и овощи, рацион был строго расписан в соответствии с сезонами. У них были своеобразные сигналы, чтобы узнавать друг друга, и поддержка верующих. Чистые получали титул старейшин, и, в дополнение к их обязанностям пасторов, проповедников и миссионеров в чужих землях, только они могли проводить consolamentum, то есть инициацию других чистых. Это делалось с помощью наложения рук старейшинами, они считали, что Святой Дух таким образом нисходит на кандидатов, которые с тех пор также становились чистыми. Женщины допускались в эту группу, если соблюдали те же обеты; они редко проповедовали, хотя часто принимали участие в общественных богослужениях. Эти святые женщины, диаконессы церквей krstjani, посвящали все свое время помощи больным и бедным, учению молодых догмам церкви и, в редких случаях, инициации умирающих в чистые. Верующими на протяжении четырех веков были купцы, земледельцы и даже дворяне и чиновники Боснии.

В отличие от других христианских конфессий, в боснийской не было строгой иерархии, папы или патриарха. Епископ назывался "djed"  и имел совет из двенадцати, называемых "strojnici", они избирались из чистых и имели особые права, власть и привилегии. Djed считался мудрейшим из советников, но власти у него было не больше, чем у самого молодого старейшины из отдаленной и бедной провинции. Сторонники боснийской церкви стремились к чистой, целомудренной жизни, уделяли внимание таким качествам, как честность, стремление к истине и доброте. Krstjani осуждали поклонение Деве Марии, поклонение и молитвы святым и иконам. Они также выступали против использования изображений распятия, креста, колоколов, ладана и церковных облачений, словом, всего, что придавало вере помпезность. Еретики свысока смотрели на священников и сановников католической и православной церквей, видя их нечистой, в отличие от их самоотверженных старейшин-аскетов.

Монастыри приверженцев боснийской церкви назывались "hiza" ("дом") и отличались простой. Главы монастырей, gost'ы, исполняли также функции описанных в прошлом абзаце strojnici. Монастырь представлял собой просторную комнату с голыми стенами и деревянными скамьями. В нем были низкие потолки, никаких картин, барельефов или скульптур. Не было и алтаря, но в задней части комнаты стоял стол, покрытый белой скатертью. На нем была рукопись Нового Завета и свиток с гимнами.

Болгарские богомилы и боснийские krstjani вели активную пропаганду, их успех был связан с простотой ритаулов. Альбигойцы и ранее катары, судя по всему, были новообращенными богомильскими проповедниками, ну а вальденсы (верующие Ломбардии и юга Франции), катары Испании, ранние реформаторы в Богемии, кетцеры на Нижнем Рейне, публиканы Фландрии и Англии были последователями богомильских старейшин из Боснии. Райнерий Саккони, итальянский отступник начала XIII века, будучи одним из богомильских верующих, воссоединившись с римской католической церковью, стал инквизитором и заявил, что из церквей катаров, как он их назвал, числом 13 епископств, боснийская - самая важная, родительская. Эти епископства были разбросаны по всей Европе.


 

Крестьяне с топорами

Большинство боснийцев - крестьяне, работающие на земле. Они собираются в отряды всякий раз, когда их дому угрожает опасность. Они вооружены дротиками и топорами - оружием, которое можно легко сделать в крестьянском хозяйстве. Простолюдины одеты в свою повседневную одежду и носят для защиты маленькие деревянные щиты. У них не было подготовки или боевого опыта, не стоит ждать, что они устоят перед атакой. Лучше использовать этих крестьян в качестве стрелков, изматывающих врага. 

Лучники

 

Лук - излюбленное оружие славян на протяжении веков. Традиции стрельбы восходят к кочевым временам, и боснийцы сохраняют их в жизни и на войне. Из-за своего ландшафта Босния стала "нерестилищем" для лучников. Высокие горы, густые леса и хорошее знание всего этого помогает боснийцам создать мобильную армию стрелков. Они готовы к засадам и неожиданным атакам. Эти крестьяне одеты в свою обычную одежду и носят с собой только традиционный боснийский щит, когда сюзерен собирает их на войну. Стрела, пущенная крестьянином из лука, убивает так же намертво, как и меч рыцаря, лучников не стоит недооценивать. Лучники становятся ширмой перед основным боснийским войском и осыпают врага градом стрел. В рукопашном бою они прибегают к помощи топоров, которые, правда, гораздо лучше выглядят в плотницком деле, так что лучше оберегать стрелков от вражеской конницы и пускать в схватку в крайнем случае.

Копейщики

 

Эти люди - простолюдины, нанятые дворянами для охраны своих поместий, замков и городов. В Боснии нет свободных городов, следовательно, нет и городской милиции, и копейщики выполняют её роль. Они же составляют основу боснийской армии, а также стоят в гарнизонах горных крепостей. В кольчугах и стеганых доспехам, со щитами-"крыльями" и копьями эти воины выстоят как против атаки конницы, так и в бою с пехотой противника.

Арбалетчики

 

Несмотря на то, что боснийцы предпочитают лук, все больше и больше западного оружия оказывается в их арсеналах - оно приходит из Адриатики, в основном через гавани Рагузской Республики. Арбалет - оружие, более легкое в использовании, чем лук, его можно взять в бой после небольшой подготовки. Арбалетчики набраны из городского населения Боснии или даже рагузских колоний. Их дистанция стрельбы короче, чем у лучников, так что они находятся в большей опасности. Поэтому арбалетчики защищены стеганым доспехом, бригантиной или кольчугой и маленьким круглым щитом. 

Хорватские солдаты

 

Как и во многих государствах, в Боснии проживают различные этнические группы. Католики-хорваты живут в западной части Боснии, на границе с Хорватией и Венгрией. Когда Хорватия вошла в личную унию с Венгрией, часть хорватской знати сохранила верность боснийскому бану - это было в её интересах. Правитель Боснии должен помнить об условиях этой лояльности, особенно, если хорватский нобилитет набирает силу. Хорватские семьи, такие, как дом Субичей, становились влиятельными, из них происходили баны Боснии. Хорватские солдаты защищены бригантинами и кольчугами, а в бою используют мощные молоты. Их лучше выставить против тяжелой пехоты - оружие хорватов проникнет в любой доспех.

Гвардейцы

 

Характер боснийской феодальной системы приводит к тому, что бану (или королю) постоянно угрожают силы местной знати. Королевские замки и поместья раскинулись широко по всей Боснии, и отсутствие в них владельца может привлечь жадных дворян или иностранных соседей. Для того, чтобы защитить свой домен, боснийские правители формировали свою тяжелую пехоту, которую размещали в уязвимых местах. Гвардейцы лояльны нанимателю, пока им хорошо платят, они носят тяжелые нагрудники и кольчуги, в руках у них меч типа "скьявонеска". Тяжелые пехотинцы могут вступить в бой с рыцарями или другим тяжеловооруженным противником и уж тем более справятся с массой неуправляемых крестьян или другими повстанцами.

Боснийская легкая кавалерия

 

Из-за характера местности основная часть боснийской конницы - легкая кавалерия. Она образует мобильное ядро армии, всадники знают свою землю очень хорошо и не испугаются перед превосходящим врагом. Они одеты только в бригантины или кожаный доспех, носят деревянные щит; легкие кавалеристы жертвуют защитой в угоду мобильности. Они легко уйдут от более тяжелых всадников с копьями, идеально подходят для охватывающих, фланговых, окружных маневров и погонь.

Легкие конные копейщики

 

Эти люди учатся биться как их сербские и венгерские соседи. Вооруженные кавалерийскими копьями с деревянными щитами и одетые в кольчуги и металлические шлемы, лансеры представляют собой шаг в сторону утяжеления от боснийской легкой кавалерии. Они все ещё налегке и могут участвовать в преследованиях и других маневрах, но все же имеют достаточную защиту, чтобы постоять за себя в бою. Будучи многоцелевым юнитом, легкие конные копейщики можно использовать как в атаке, так и при защите тылов отступающих основных сил, но они не смогут выстоять в схватке с хорошо вооруженными рыцарями.

Сербские всадники

Так же, как и хорваты на западе, на востоке и юго-востоке Боснии, в Хуме, проживают сербы. Большинство в этом регионе традиционно православные и они менее чем готовы рисковать жизнью ради своего боснийского правителя. Однако, если их сепаратизм будет подавлен, бан может использовать военные навыки этих подданных. Одетые в кольчуги, вооруженные копьями, эти конники можно использовать как среднюю кавалерию в дополнение к легким всадникам-боснийцам.

Властели

Властели - знать, местные магнаты. Это привилегированный класс, происходящий от славянской племенной знати. Благородные земли, такие, как Качич (Kacic, Хрватинич (Hrvatinic), Кошачич (Kosacic), Благаджич (Blagajic) или Златношевич (Zlatnosevic), занимают огромные поместья, управляя ими как полунезависимые князья, которые объединены в свободную федерацию. Это цвет боснийского дворянства, если они наберут достаточно сил, могут выступить против бана. Они могут покупать самое дорогое западное снаряжение и горделиво идти в нем в бой. Их следует приберечь для конного удара копьями. Атака боснийских властилей в битве под Билеча (1388 год) обратила в бегство оттоманскую армию, решив бой в пользу Боснии. Властели приняли участие и в битве на Косовом поле в следующем, 1389-ом, году.

Телохранители командующего

Хотя большая боснийской тяжелой кавалерии сражается под знаменами властелей, несколько избранных составили охрану бана, а впоследствии - короля. Эти тяжелые конники - элита боснийской армии, обычно ветераны многих кампаний; правитель им доверяет. Хотя многие из них командуют отрядами, они сплочаются вокруг бана, когда он выходит на поле боя. Телохранители носят самые дорогие доспехи, какие только можно достать в Боснии. Они ввезены из Далмации, Венгрии, Италии и Германии. Вооружены королевские рыцари тяжелыми лансами. Их стоит держать в резерве, чтобы защитить предводителей армии, и бросить бой в ключевой момент, потому что они имеют возможность сплотить солдат вокруг и поднять боевой дух войска.


Авторы

Hrobatos, phoenix[illusion], Matthaeus - моделирование, скины;
il_duce_! - карта;
matija191 - исследования;
Thinkerman - концепт-арт;
DobroVece - 2D-арт;
Wallachian - тексты, организация;
SpyrosM91 - форматирование.

Благодарности:

Rusichi Total War;
Lithouania Total War;
Magyar Total War;
Empire Total War;
моды M&B:
Narf's Plate Armour Pack;
Narf's Transitional Armour Pack;
Arms and Armour;
Rath0s OSP models.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика