Обзор

Kingdom Come: Deliverance — средневековые будни

Страдающее средневековье в новой RPG игре от Warhorse Studios

Страдающее средневековье

Ролевая игра мечты небольшой чешской команды разработчиков, собиравших деньги на кикстарте, а затем получивших поддержку издателя. РПГ без драконов и магии, но зато с невиданным (вне модов на игры серии TES) реализмом во всем, исторической достоверностью и, конечно, невероятно проработанной системой фехтования — так создатели представляли свое детище аудитории. Кроме такого нестандартного подхода был у  Warhorse Studios и еще один козырь — участие в проекте Даниэля Вавры, сценариста первой Мафии. 

Что же можно было ожидать от такого проекта? Вероятно, оригинальных механик, проблем с технической реализацией, некоторой бедности наполнения мира, но проработанного и захватывающего сюжета. Основной же вопрос — а будет ли это вообще играбельно? Не надоест ли игрокам постоянно удовлетворять базовые потребности персонажа, обычно остающиеся за кадром? Не вызовет ли раздражение запутанная боевая система? Не уйдет ли проект ко дну под тяжестью багов и собственных амбиций? И просто, не будет ли такая игровая реальность слишком скучной? Ведь фантастические миры предлагают нам не только разнообразие возможностей, объясняемых магией, но еще и разнообразие врагов и способов борьбы с ними, а также тайну — мы никогда до конца не знаем, что вообще в этом возможно в этом мире. 

В Kingdom Come в лесной глуши вас не встретит ни леший, ни избушка на курьих ножках, а в горах не нападет грифон или огромный дракон. Лишь несколько лихих людей в рваных ватниках побеспокоят вас на большой дороге. Впрочем, главный герой сам от них не сильно отличается. Иногда вам доведется встретиться с закованным в латы рыцарем, который подарит вам личный квест на ближайшие часы — вернуться и все таки навалять ему через 20 минут боевых плясок. Ну или подло подкрасться сзади, оглушить и ограбить. 

К слову, побочные квесты тоже не поразят разнообразием. Пойди, собери, принеси, убей — старый набор доведьмачьих времен. 

Однако, до всего этого вы доберетесь не скоро  — сперва предстоит продраться через длиннющий пролог, изобилующий кат сценами, безразличными к желаниям игрока. И уже здесь возникают вопросы к пресловутому реализму, а заодно к сценарному мастерству Вавры. 

Не секрет, что завязка сюжета строится по типовой модели “Враги сожгли родную хату”. Как же это реализовано? Деревня жила обычной жизнью, наш герой, сын  кузнеца (sic!),  помогал отцу ковать лучший меч в его карьере, выбивая долги из местных алкашей и бегая за холодным пивом. Как вдруг, из ниоткуда перед деревней материализуется огромной войско, половецкая конница штурмует частокол, а главный злодей картинно убивает родителей нашего героя у него на глазах. Кстати, во время всей этой вакханалии злодей любезно не надевал шлема и поблескивал лысиной, чтобы игрок и герой могли его получше разглядеть. Разумеется, герой решает отомстить негодяю, но сперва ему предстоит долгие годы набирать мышечную массу, толкая бревно в пустыне  и вознося молитвы Крому… А нет, это не отсюда. В этот раз ему сперва предстоит сбежать, чтобы пройти оставшуюся половину пролога. 

Удивительно, но именно сценарий стал слабым местом игры, разрушающим атмосферу сурового средневековья. Трудно поверить в реальность происходящего, когда наш кузнечий сын то врывается на совет к местным феодалам, то общается с одним их них как герой подростковых фильмов со школьным задирой. Помните колоритных деревенщин Велена, бюргеров Новиграда и рыцарей Туссента? Как отличалась их манера речи? Так вот, забудьте, в Богемии начала XV века последний деревенский пьяница не отличим от аристократа ни по манере речи, ни по отношению к главному герою. Конечно, есть здесь и очень удачные квесты (как правило связанные с пьянством и оргиями), а также неплохие кат сцены и интересные персонажи, однако, это скорее редкие светлые пятна. 

кингдом камс деливиренс

Но если сценарий не соответствует основной идее проекта, не работает на создание реалистичной атмосферы средневековья, то не теряется ли смысл всех геймплейных решений, направленных на этот самый реализм? Не становятся ли они мертвым грузом, лишь мешающим получать удовольствие от игрового процесса? Как ни странно, но нет. Именно геймплей и мир стали основными достоинствами проекта, ради которых в игре и хочется находиться. Сон, прием пищи и гигиенические процедуры не вызывают раздражения, лишь изредка ставя игрока перед дополнительными трудностями. Зато они задают ритм путешествию, создавая эффект погружения. Система сохранений менее однозначна. Сон, секс и шнапс — вот способы не потерять свой игровой прогресс. Автосейвы же непредсказуемо раскиданы по этапам квестов. Потратили два часа, охотясь на оленей и зайцев, а потом навернулись с горки или наткнулись на слишком сильных бандитов и не смогли убежать? Вернитесь к началу похода — не было этих двух часов. И ведь даже автосохранения при выходе не предусмотрено (хотя это разработчики пообещали исправить в ближайшем крупном патче, а еще есть мод на обычную систему сохранений). Можно, конечно, бахнуть спасительного шнапсу, но вначале он дорог, а сэкономить хочется. Такой подход с одной стороны не поощряет эксперименты и исследование мира, а сдругой, превращает любой взлом замка или схватку с бандитом в незабываемое приключение. Ошибки здесь караются иной раз похлеще, чем в каких-нибудь Темных Душах, ведь платите вы за них своим реальным временем. 

Система навыков и прокачки напоминают о серии TES даже больше чем интерфейс, частично позаимствованный из Обливиона. Навыки повышаются от использования, а с ростом уровня навыка выдаются очки перков. Прокачали владение мечами на три пункта — открыли новый финт, прокачали красноречие — стали трубадуром и можете пользоваться услугами девочек из купален бесплатно.  Ну или выбрали какой-нибудь иной путь развития, благо многие таланты взаимоисключающие. 

Не все навыки доступны со старта, для получения некоторых придется обратиться к учителям (как правило не бесплатно). Пока не возьмете урок у старого писаря — во всех книгах будете видеть только бессмысленный набор букв. Может перед нашим сыном кузнеца и открываются все двери, но вот грамоте он не был обучен. 

Но просто однажды заплатить недостаточно. Использование некоторых навыков требует участия в мини играх. Здесь и стандартный уже взлом замков с нестандартным управлением (и да поможет вам Бог, если вы решили стать домушником, играя на геймпаде), и рутинная заточка оружия на точильном круге, и мудреное зельеварение. 

ролевая игра про средневековье

Часть жизненно необходимы приемов фехтования также не освоить самостоятельно, но тут вас приведут за ручку по сюжету. 

Хотя на уровне сценария особенности жизни при развитом феодализме и проигнорировали, игровая механика это частично компенсирует. Чтобы произвести впечатление на собеседника недостаточно прокаченных характеристик, в счет пойдет и ваша репутация, и внешний вид, и индивидуальный подход. Сияющие латы позволяют выглядеть представительнее и легко помыкать крестьянами и солдатней, но едва ли помогут задавить авторитетом высокородного пана. Красивая одежда сделает вас более приятным собеседником, если, конечно, она не сокрыта под толстым слоем грязи или не превратилась в лохмотья. А вот если вы намерены кого-то запугать, то тут наоборот, не стоит смывать с себя кровищу. Если вы хорошо знакомы с собеседником (или взяли определенный перк), то сможете увидеть его социальные характеристики, что облегчит поиск взаимопонимания. В противном случае придется полагаться на здравый смысл. Такой подход делает процесс общения интересным, даже без хорошо прописанных диалогов. 

Наболтавшись с обитателями городов, замков и деревень, а также прикупив припасов и сбыв трофеи, вы можете отправиться на тракт или в местные леса. И здесь игра найдет чем вас порадовать. Прежде всего речь о пейзажах — они здесь хороши и милы сердцу, а таких лесов вы нигде не сыщите. И даже хорошо, что от любования местными красотами не приходится поминутно отвлекаться на стайку утопцев или любезно припрятанный разработчиками сундук. Впрочем, некоторое количество сундуков по миру все-таки раскидано. Но чтобы найти их, не достаточно проследовать к очередному знаку вопроса. Или попытайтесь следовать очень схематичной карте сокровищ, или надейтесь на везение и внимательность. Точки интереса есть, но отображаются только когда вы их уже нашли, да и как правило ничего особого из себя не представляют. 

Основное занятие в пути, кроме созерцания, — это редкие стычки с бандитами, зацикленные случайные встречи, да охота (или точнее браконьерство). Здешняя стрельба по зайцам из лука — это отдельное испытание. К счастью, зверье не пуганное и не обращает внимания на сыпящиеся рядом стрелы. Как ни странно, этого вполне достаточно. Игра не перенасыщена контентом и, в купе с выживательскими механиками, позволяет спокойно погрузиться в нее, пока вы не вспомните о главном квесте или о том, как давно было последнее сохранение. 

А о последнем вам игра рано или поздно обязательно напомнит. Стоит чуть расслабиться, почувствовать себя лихим приключенцем и грозным воином, как вы умрете самым нелепым образом. Решили пробежаться по лесу и не заметили овраг? Сломайте ноги и получите сотрясение. Подумали, что сейчас легко разгоните вон ту шайку бандитов? Получите топором в голову от оборванца, зашедшего в тыл. Конечно, броня может вас полностью оградить от большей части урона. Здесь она не просто замедляет отъем очков здоровья, но впитывает весь урон, пока позволяет прочность. Однако, это будет длиться, пока вы не выбьетесь из сил, а тогда вам хватит пары ударов, чтобы отправиться загружать сохранение. 

КУПИТЬ KINGDOM COME: DELIVERANCE

Не сказать, что бои здесь чрезмерно сложны. Даже если вы не освоили все премудрости фехтования, при должном внимании и определенных затратах времени можно справиться с большинством одиночных противников. Но стоит расслабиться, как вас накажут за ошибку. А бои с группами врагов всегда могут преподнести неприятный сюрприз и требуют тщательного контроля поля боя (убедитесь, что вас не прижмут к березке и не затыкают до смерти перочинными ножиками). И тут нужно выбирать — либо вы зорко следите за происходящим вокруг, но рискуете умереть от одной стрелы в лицо, либо презрительно смотрите на противников через прорезь в шлеме, радикально сужающем обзор. 

Тем не менее, приходится признать, что у игры есть проблемы с балансом. Дело даже не в том, что закованного в броню рыцаря может остановить только его собственная глупость, а в том, как легко и быстро ваш оборванец обзаведется полным комплектом превосходных доспехов и оружия. В худшем случае, вы наткнетесь на один единственный сундук с сокровищами, в лучшем — очень быстро разбогатеете. Скорее всего, вы так и не прочувствуете промежуточного состояния между нищим в обносках и рыцарем в сияющих латах. Между слабаком, которого может забить деревенский пьянчуга, и несущим смерть всему живому монстром, которому уже не нужно использовать тонкости боевой системы.  В этом вопросе остается надеяться лишь на патчи. 

Но все это не значит, что сейчас игра плоха. При всех своих недостатках она может подарить незабываемый опыт приключения. Да, здесь вам выдают заранее прописанного протагониста и предлагают строго прописанный сюжет, но также дают возможность изобретать свои собственные способы решения проблем. Когда видите очередную запись в журнале, не спешите идти напролом (если это не соответствует выбранной роли), но подумайте, какие вам доступны возможности. Нужно отыскать и покарать бандитов в лесу? Но разве сказано, что нужно делать это в одиночку или в открытой схватке? И разве это не промежуточная цель, которую можно обойти? Какую бы роль вы на себя не примерили, игра не заставит вас действовать ей наперекор, нужно только подумать и найти подходящее решение. Вор и убийца, дипломат и гуманист, отважный рыцарь — каждый найдет свой путь в виртуальной Богемии. Если, конечно, приложит усилия. Ведь игра не будет вести его за ручку и давая подсказки на каждом шагу. Именно это делает открытый мир Kingdom Come: Deliverance таким захватывающим. 

Уже сейчас сообщают о миллионе проданных копий. Это значит, что проект оказался успешным и, вероятно, получит развитие. Многие недостатки исправят патчи. Едва ли это поможет диалогам и сюжету, но многие и так в них не видят проблемы. Даже принимая во внимание все недостатки игры, можно с уверенностью сказать, что Kingdom Come — это уникальный проект, с которым стоит ознакомиться всем любителям ролевых игр и не только.

Тема игры на нашем Форуме - >>тут<<

КУПИТЬ KINGDOM COME: DELIVERANCE можно >>тут<<

Twitter
SocButtons v1.6